.: Обзор трекера «TK-103B»

Обзор автомобильного трекера «TK-103B»

Не является рекламным материалом.

Все выводы и оценки являются частным оценочным мнением автора обзора и не являются истиной в последней инстанции.

Оглавление.

1. Упаковка и комплект поставки.

Общий вид упаковки трекера «TK-103B» Общий вид упаковки трекера «TK-103B»

Трекер «ТК-103В» оказался в нашем офисе в упаковке от производителя, новым. Упаковка представляет собой картонную коробку на магнитных застежках. Внутри коробки трекер находится в упаковочной нише из пористого материала, в отсеке рядом с трекером расположены соединительные провода, GSM-антенна, пульт ДУ, реле, диск и инструкция по эксплуатации на английском языке. Упаковка выполнена из плотного картона и надежно защищает содержимое от случайного падения со стола или пролитого кофе. Учитывая, что аппарат доставлялся по почте, он имел еще внешнюю транспортную упаковку. В целом к упаковке претензий нет, все выполнено надежно и качественно, без лишнего блеска и глянца.

Комплект нашего экземпляра трекера оказался наиболее полным:

Комплект трекера «TK-103B»

  • Аппарат «TK-103B»
  • Соединительные провода (1,5 метра)
  • RF пульт дистанционного управления (ДУ)
  • GSM антенна
  • GPS антенна
  • Реле 40А/12 VDC
  • Микрофон (для прослушивания салона)
  • CD диск
  • Инструкция на английском языке
  • Упаковочная коробка

Про комплектации можно сказать, что это наиболее полный вариант. При покупке данного аппарата можно встретить варианты комплектации без реле, микрофона или пульта. Отдельного упоминания заслуживает инструкция на английском языке. После внимательного изучения появилось чувство, что инструкция переведена с китайского языка роботом от гугла. И хотя качество перевода не идеальное, но основную свою функцию она вполне выполняет. В ней есть все необходимые сведения о том, как настроить аппарат на работу с тем или иным сервером. Инструкцию на русском языке можно взять здесь.

вернуться к оглавлению

2. Дизайн и конструкция.

Аппарат выполнен в корпусе из алюминиевого сплава. Корпус представляет собой цельнотянутый профиль, полый внутри, и имеющий пазы для удержания печатной платы устройства. С торцевых сторон устройство закрыто жестяными пластинами с прорезями для разъемов и элементов управления.

Внешний вид трекера «TK-103B»

На верхней лицевой стороне устройства нанесена надпись «GPS Tracker»

Вид трекера «TK-103B» сбоку

На одной из боковых сторон нанесен логотип производителя.

Вид трекера «TK-103B» сбоку

На другой боковой стороне две наклейки. Первая наклейка «B83» указывает код дешифратора для пульта ДУ, вторая сообщает пользователю IMEI номер GSM чипа устройства.

Вид трекера «TK-103B» с торца

На первой торцевой стороне устройства размещены два разъема. Основной (черный) для подключения внешнего питания и проводов управления и разъем датчика удара (белый). Так же на этом торце расположен микровыключатель включения/выключения внутренней батареи трекера и двухцветный светодиод. В отверстие этой торцевой крышки выведена антенна для работы с пультом ДУ, в виде черного одножильного провода. Сама крышка крепится к устройству посредством четырех винтиков.

Вид трекера «TK-103B» с торца

На второй торцевой стороне устройства расположены винтовые высокочастотные разъемы для подключения GSM и GPS антенн. Два слота, один для SIM-карты, второй для микро SD карты. Разъем для подключения микрофона и USB mini 8 pin разъем UART. Закреплена эта торцевая панель с помощью четырех винтов.

Общая конструкция прибора сделана достаточно технологично, не имеет никаких пластмассовых защелкивающихся деталей, которые могли бы сломаться в процессе сборки/разборки, и легко может быть разобрана в случае необходимости. Разборку устройства следует начинать со снятия первой торцевой панели. Потом откручиваются винты крепления второй торцевой панели, при этом высокочастотные разъемы GPS и GSM антенн демонтировать не надо. После этого плата выталкивается из корпуса в сторону второй торцевой панели. Сборка устройства производится в обратном порядке.

вернуться к оглавлению

3. Технические параметры.

Производитель данного аппарата заявляет следующие технические параметры:

Габариты и вес

Размер: 83 мм х 54 мм х26 мм

Вес: 120 грамм

GSM/GPRS модуль

Частота: 850/900/1800/1900 Мгц

GPS модуль: GPS чип SIRF3

Чувствительность: -159dBm

GPS точность:5 метров

Холодный старт: < 45 сек

Теплый старт: < 35 сек

Горячий старт < 1 сек

Питание и аккумулятор

Напряжение питания: 12 – 24 В

Аккумулятор: Li-ion 3.7 В 800mAh (фактически установлена 500 mAh).

Условия эксплуатации

Температура: от -20°C до +65°C   

Влажность: 5% - 95% без конденсации

Условия хранения

Температура: от -40°С до +85°C

Влажность: 5% - 95% без конденсации

Трекер поддерживает работу с одной SIM-картой, которая устанавливается в аппарат с внешней стороны, без разбора корпуса.

Внутри аппарата установлена Li-ion батарея 3.7 В емкостью 500 mAh, хотя производитель и заявляет, что устанавливается 800 mAh. Данная батарея является, скорее всего, пунктом или «галочкой» для производителя, чем реальной характеристикой аппарата. Батарея в процессе реальной эксплуатации быстро набирает предельное значение циклов заряд-разряд и теряет емкость, после чего надеяться на автономную работу трекера без внешнего питания (при отключенном аккумуляторе автомобиля) не стоит. Время работы ограничивается 10-15 минутами, чего хватает для отправки последних координат и состояний датчиков. Ни о каких сутках, а тем более неделях автономной работы не может быть и речи, максимум новая батарея способна отработать 12 – 15 часов, а в условиях сибирской зимы и это время представляется сильно завышенным.

Аппарат очень скромен по наличию входных и выходных линий управления. К выходным линиям управления можно отнести:

  • Выход на сирену, общий ток не более 1,5А, (оранжевый провод)
  • Выход реле блокировки стартера или топливного насоса, не более 200 mA, (желтый провод)

Входные линии управления:

  • Положительный вход открытых дверей, на +12 В, (зеленый провод)
  • Отрицательный вход открытых дверей, на «землю», (синий провод)
  • Разъем для подключения датчика удара.
  • Зажигание, на +12 В при включенном зажигании, (белый провод)
  • Кнопка SOS, (красный черный провод, поставляется в жгуте)
  • Сервисная кнопка, (красный черный провод, поставляется в жгуте)

Аппарат не имеет более никаких общепринятых цифровых интерфейсов, будь то RS 232/422/485, либо CAN шина. Нет также и никаких дополнительных аналоговых входов, для снятия, например уровня напряжения в бортовой сети автомобиля. Таким образом, подключить к данному аппарату датчик расхода топлива либо какое-то другое цифровое устройство невозможно. Однако стоит отметить, что на одной из внешних сторон аппарата есть один из выходов контроллера UART, который распаян на разъем USB mini 8 pin. При достаточном умении, и наличии соответствующей микросхемы-драйвера этот выход можно превратить как в аналоговый, так и в любой цифровой порт. Ясно, что конечному пользователю это, скорее всего, будет не интересно. Производитель же предлагает использовать этот выход для смены кода микроконтроллера прибора, проще говоря, перепрошивки. Перепрошивка этого аппарата по GPRS каналу невозможна.

Из всего вышесказанного следует, что аппарат является простейшим устройством, обеспечивающим трекинг автомобиля с минимальным набором функционала, и несет в себе минимальный набор функций от автосигнализации. Приказу МинТранса РФ № 285 прибор не удовлетворяет.

вернуться к оглавлению

4. Заявленный функционал.

Производитель указывает, что прибор обладает следующим функционалом:

  • Трекинг
  • Подавление GPS – флуктуаций
  • Режим прослушивание
  • Автосохранение гео – данных
  • Перенаправление входящих сообщений
  • Отправка сообщения на указанный номер
  • Сигналы тревоги и оповещения
  • Оповещение о низком заряде аккумулятора
  • Оповещение об отключение внешнего питания
  • Сигнад SOS
  • Гео – ограда
  • Мультизона
  • Оповещение о превышении скорости
  • Оповещение об аварии
  • Оповещение о включении зажигания
  • Блокировка двигателя
  • Постановка на охрану
  • Снятие с охраны
  • Сигналы тревоги в охранном режиме
  • Открытие дверей
  • Срабатывание датчика удара
  • Включение зажигания
  • «Тихий» режим
  • Тревога при отсутствии GSM-сигнала
  • Проверка состояния устройства
  • Перезагрузка
  • Проверка IMEI
  • Настройка часового пояса
  • Переключение протоколов TCP/UDP
  • Настройка GPRS
  • Экономия GPRS – трафика
  • Переключение режимов
  • SMS и GPRS
  • Оповещение о движении

Обо всех этих функциях можно подробно прочитать в инструкции по эксплуатации прибора, мы ниже, в разделе «Работа в реальных условиях» остановимся лишь на некоторых основных.

вернуться к оглавлению

5. Элементная база.

Вся схема устройства выполнена на двух печатных платах. Первая плата – это плата на которой запаяны контроллер, GSM модуль, GPS чип, вся необходимая обвязка и цепи питания. Вторая плата несет на себе микросхему дешифратора сигнала от пульта ДУ и радиоканал связи с пультом ДУ. Выглядит все это вот так:

Элементная база трекера «TK-103B»

На фото видно, что плата дешифратора одной стороной запаяна на основную плату, а второй приклеена на двусторонний скотч вместе с внутренним аккумулятором.

Элементная база трекера «TK-103B»

Вторая сторона. Данный экземпляр трекера был выбран нами как отладочный и поэтому на нем можно видеть, припаянный для программирования контроллера и отладки кода внешний разъем JTAG.

Аккумулятор трекера «TK-103B»

Li-ion батарея 3.7 В емкостью 500 mAh

На фотографиях видно, что прибор устроен по классической для данных девайсов схеме. В центре схемы микроконтроллер, который работает с GSM и GPS чипами и имеет штатную, для данных чипов, объвязку. SIM карта устанавливается в слот и может быть изъята из прибора без разборки. В качестве основных функциональных модулей в трекере используются следующие комплектующие:

  • Контроллер: STM32F101LQFP48
  • GSM чип: Quectel M35
  • GPS чип: NewStar NS-1315 GPS (китайский чип, поддерживает только GPS, без Глонасса)
  • Дешифратор: SC2272M4 (в некоторых экземплярах «TK-103B» роль дешифратора выполняет сам процессор, на отдельной платке запаян только радио канал)

Для того что бы написать свою прошивку микроконтроллера нами была снята схема устройства и основные цепи питания.

Микроконтроллер трекера «TK-103B»
Микроконтроллер.

GPS чип трекера «TK-103B»
GPS чип.

GSM чип трекера «TK-103B»
GSM чип.

Внешние цепи трекера «TK-103B»
Внешние цепи.

Цепи питания трекера «TK-103B»
Цепи питания.

вернуться к оглавлению

6. Управление и индикация.

На трекере установлен один двухцветный светодиод, показывающий режим работы аппарата и состояние внешнего и внутреннего питании.

Управление трекером осуществляется посредством SMS команд, передаваемых на него с другого телефона. Никаких других способов настроить трекер на нужный сервер не существует. Необходимый и оптимальный список SMS команд привожу ниже:

  • begin123456 – команда перевода трекера в режим настройки (здесь «123456» пароль по умолчанию)
  • password123456 888888 – команда смены пароля («123456» - старый пароль, «888888» - новый пароль)
  • admin123456 +79131234567, noadmin123456 +79131234567 – команды устанавливающая и удаляющая номер телефона администратора («123456» пароль)
  • fix030s***n123456 – команда установки интервала времени между отправками пакетов данных на сервер, в данном случае установлено 30 сек, без ограничения количества отправляемых пакетов («123456» пароль)
  • APN123456 internet.mts.ru – команда задающая APN GSM сети (в данном случае МТС, «123456» пароль)
  • up123456 mts mts – пароль и логин для APN («123456» пароль)
  • adminip123456 192.168.255.255 8085 – команда задающая IP и порт сервера на котором будет обслуживаться аппарат
  • distance123456 0090 – команда устанавливающая расстояние через которое будет производиться отправка данных на сервер (в данном случае 90 метров, «123456» пароль)
  • angle123456 010 – команда устанавливающая угол изменения направления движения при котором будет производиться отправка данных на сервер (в данном случае 10 градусов, «123456 пароль»)
  • suppress123456, nosuppress123456 – необязательные команды для фильтрации данных при стоянке, лучше не использовать фильтрацию, замечено, что при включенной фильтрации трекер долго просыпается при начале движения («123456» пароль)
  • time zone123456 0 – команда устанавливающая временную зону (в данном случае установлено значение «0», т.е. трекер будет передавать время на сервер по Гринвичу, «123456» пароль)
  • save010s***n123456 – команда задающая интервал времени через который будет происходить запись данных на микро SD карту в случае отсутствия связи GSM (в данном случае установлено 10 сек, без ограничения числа записей, «123456» пароль)
  • disarm123456, arm123456 – команда снимающая трекер с охраны и устанавливающая на охрану («123456» пароль)
  • GPRS123456 – команда перевода трекера в режим отправки данных по GPRS каналу («123456» пароль)
  • reset123456 – перезагрузка трекера («123456» пароль)

Синтаксис команд, наличие и отсутствие пробелов в командах приведены в точном соответствии с документацией от производителя.

Программного продукта под Windows для настройки трекера производитель пользователю не предоставляет, как в прочем и под другие операционные системы.

вернуться к оглавлению

7. Протокол обмена данными.

Протокол обмена данными, который использует трекер «TK-103B», принадлежит к числу чисто текстовых протоколов и легко может быть распарсен. Назначение многих полей понятно интуитивно, для примера привожу образец данных, которые присылает аппарат на сервер: «imei:863070010638806,tracker,1310210424,,F,042445.000,A,5346.4228,N,08219.4441,E,0.00,,»

Таким образом хотя и полного описания протокола от производителя мы не нашли, считаем его открытым для массового использования. Данный протокол поддерживают все операторы мониторинга транспорта, в том числе и www.GpsRF.ru . А для конечного потребителя это значит, что купив этот трекер, он не будет заложником производителя, скрывающего свой протокол в целях выдавливания из клиента необоснованно завышенную абонентскую плату, привязывая его к своему серверу. Пользователь данного прибора всегда будет иметь широкий выбор операторов способных взять его аппарат на абонентское обслуживание.

Однако нужно заметить и предостеречь пользователя, указав на то, что текстовый протокол не является оптимальным с точки зрения оптимизации трафика данных и надежности их передачи. Возможны и замечены довольно частые перебои в доставке данных на сервер. Трекер не переотправляет данные, в случае если пакет с данными, по какой либо причине не получен сервером. К минусам данного аппарата, а скорее не самого аппарата а его прошивки от производителя, так же нужно отнести и то, что при отсутствии связи GSM, трекер сохраняет данные на микро SD карту (если она установлена), но не отправляет, записанные на микро SD карту данные, на телематический сервер оператора, после того как связь восстановлена. Таким образом, на треке будут провалы в данных, которые выглядят как прямые линии, соединяющие точки обрыва и восстановления связи GSM. Что бы восстановить данные, которые трекер не передал на сервер, нужно извлечь микро SD карту из аппарата и перенести данные с нее на сервер не штатными средствами. Учитывая, что аппарат устанавливается в автомобиле, чаще всего, в труднодоступном месте, извлекать каждый раз флеш-накопитель из аппарата будет очень трудоемко. Да и не штатные средства передачи данных не всегда и не всем удобны и нужны. Вывод из всего сказанного такой: микро SD карта в данном аппарате тоже, скорее всего, сделана для «галочки». Код микроконтроллера сырой и не оптимальный, требующий серьезной доработки. В итоге нужно заметить, что при интервале между отправками данных в 20 – 30 секунд, и ежедневными поездками в 20 – 60 километров, трекер за месяц обеспечит вам объем трафика в 40 – 80 Мбайт, стоимость трафика можно посчитать исходя из тарифов вашего сотового оператора.

вернуться к оглавлению

8. Особенности монтажа.

При монтаже трекера «TK-103B», следует обратить внимание на то, что бы плавкий предохранитель, стоящий в цепи внешнего питания, был легко доступен. Он установлен на красном проводе в основном пучке проводов. Антенна GPS не должна быть сверху заэкранирована металлическими поверхностями, загораживающими открытое небо, а антенна GSM должна быть приклеена на пластиковую (не металлическую поверхность). В остальном никаких нюансов в монтаже нет. Чаще всего трекер устанавливается на двусторонний скотч и фиксируется нейлоновыми хомутиками к подходящим элементам крепления в скрытых труднодоступных полостях автомобиля.

вернуться к оглавлению

9. Работа в реальных условиях.

Аппарат тестировался на сервисе мониторинга транспорта ООО «АТПМ». Во время эксплуатации было замечено, что аппарат ( а именно GSM чип, примененный в данном аппарате Quectel M35) хорошо держит соединение с сотовым оператором. За один сеанс связи трекер передает в среднем 1200 – 1500 точек, иногда этот показатель доходит до 2000. Затем происходит обрыв соединения и реконнект. В сравнений с другими аппаратами, можно сказать, что это очень не плохой показатель. Многие аппараты с GSM чипом, например SimCom900, удерживают соединение на протяжении всего 200 – 300 отправок, после чего происходит переустановка GSM соединения, а это значит, что в это время пользователь будет видеть задержку в актуальности данных равную времени реконнекта. Это время в разных условиях может составлять от 30 секунд до 10 минут.

Работа в реальных условиях трекера «TK-103B»

В целом аппарат достаточно хорошо выполняет базовые функции on-line мониторинга. Трек, при разумных настройках (передача данных: каждые 30 секунд, при прохождении 90 метров и повороте на угол более 10 градусов) в меру угловатый. Конечно, он получается не такой плавный, как на более дорогих моделях трекеров, но это не мешает вести наблюдение за передвигающимся объектом. Общая картина пройденного пути от этого не страдает. Так же нужно отметить, что аппарат не страдает проблемой случайных выбросов, т.е. нет точек, которые отмечены GPS чипом как достоверные, но выбиваются из реального трека на десятки, а иногда и на сотни километров.

Работа в реальных условиях трекера «TK-103B»

Однако на стоянках трекер ведет себя заметно хуже, чем его более дорогие собратья. В местах долгих парковок случайные флуктуации могут достигать значительных величин. И в итоге за несколько часов парковки трекер нарисует заметного размера «звездочку».

Работа в реальных условиях трекера «TK-103B»

К неприятным моментам так же можно отнести и факт отсутствия входных аналоговых линий. В реальной работе это сказывается на том, что владелец не может контролировать, например состояние аккумуляторной батареи своего автомобиля.

Работа в реальных условиях трекера «TK-103B»

И последний момент по реальной работе данного аппарата тоже, скорее всего, является негативным. При пропадании связи с сотовым оператором пользователь будет наблюдать трек в виде прямой линии, соединяющей точки пропажи и восстановления связи GSM.

Работа в реальных условиях трекера «TK-103B»

вернуться к оглавлению

10. Выводы.

Таким образом, к достоинствам данного аппарата можно отнести:

  • Достойное, качественное исполнение самого трекера
  • Богатая комплектация
  • Открытый протокол передачи данных
  • Не высокая цена от 4000 до 6000 руб.
  • Отсутствие сложностей в монтаже

К недостаткам данного аппарата стоит отнести:

  • Отсутствие инструкции на русском языке от производителя
  • Отсутствие программного обеспечения под Windows для настройки
  • Текстовый протокол передачи данных, приводящий к завышенному GSM - трафику
  • Сырой, не оптимизированный код контроллера, приводящий к потерям передаваемых данных
  • Отсутствие аналоговых и цифровых интерфейсов, невозможность подключения датчиков уровня топлива
  • Не соответствие приказу МинТранса РФ № 285.

Вывод: аппарат показал себя как надежное и не дорогое устройство, обеспечивающее базовый функционал для on-line мониторинга транспорта. Годится для установки на личный и коммерческий транспорт. Не рекомендуется для установки на маршрутный транспорт, перевозящий пассажиров, автобусы и маршрутные такси, а также на транспорт, перевозящий опасные грузы.

вернуться к оглавлению