Обзор автомобильного трекера Навтелеком «Сигнал S-2117»
Не является рекламным материалом.
Все выводы и оценки являются частным оценочным мнением автора обзора и не являются истиной в последней инстанции.
Оглавление.
- Упаковка и комплект поставки
- Дизайн и конструкция
- Технические параметры
- Заявленный функционал
- Элементная база
- Управление и индикация
- Протокол обмена данными
- Особенности монтажа
- Работа в реальных условиях
- Выводы
1. Упаковка и комплект поставки.
Аппарат «Сигнал S-2117» оказался в нашем офисе новым, в заводской упаковке. Трекер упакован в оригинальную картонную коробку с реквизитами производителя. Коробка сделана из плотного картона, качественно. В случае падения со стола нет сомнений, что содержимое останется не поврежденным.
Внутри коробка не имеет никаких отсеков, все лежит просто навалом как гвозди в банке или апельсины в бочке, кому что нравится :). Ситуацию спасает то, что каждый элемент комплекта упакован в свой полиэтиленовый пакет, которые имеют свою небольшую воздушную прослойку. Но не будем придираться, в целом упаковка хорошая, со своей функцией справляется, хотя справедливости ради заметим, что и более дешевые девайсы сейчас имеют упаковку более качественную, где каждый элемент лежит в своей пусть, хотя бы из того же картона нише.
Комплектация аппарата не поражает своим многообразием, здесь только самое необходимое. Может быть это и правильно. Зачем совать пользователю то, что никогда ни кем не будет использовано?
Комплектация:
- Аппарат «Сигнал S-2117»
- Антенна GPS
- Антенна GSM
- Паспорт устройства на русском языке
- Краткая инструкция по инсталляции на русском языке
- CD диск
- USB провод для настройки аппарата
- Соединеительные провода с колодками Minifit, 30 см.
- Два плавких предохранителя и колодка
- Упаковка
Хочется заметить, что полной инструкции на бумажном носителе в комплекте с аппаратом производитель не поставляет. Ее можно скачать здесь, либо с сайта производителя www.navtelecom.ru, либо воспользоваться экземпляром размещенным на CD диске. Инструкция представляет собой 110 страничный документ, где подробно с примерами и иллюстрациями рассказано как правильно настроить, инсталлировать и эксплуатировать прибор. Инструкция на русском языке.
2. Дизайн и конструкция.
Аппарат выполнен в незатейливой черной пластиковой коробке с двумя «ушками» для крепления в автомобиле, расположенными асимметрично относительно осевой линии аппарата. На верхней стороне прибора расположены два светодиода, сигнализирующие о режиме работы аппарата и наличии GSM соединения. Также на лицевой стороне нанесены надписи «СИГНАЛ» - наименование прибора, «НАВТЕЛЕКОМ» - наименование предприятия производителя, и подписаны винтовые высокочастотные разъемы антенн.
На первой боковой стороне аппарата: два высокочастотных винтовых разъема под GSM и GPS антенны, слот для SIM карты, и разъем мини USB, предназначенный для настройки аппарата.
На второй боковой панели три контактных колодки (слева на право):
- Разъем RJ-11 предназначен для подключения электретного микрофонного капсюля без встроенного усилителя
- Разъём Minifit-8 с выводами интерфейса RS-485, 1-Wire и выходами на динамик и внешний светодиод
- Разъем Minifit-12 для подключения основных цепей питания и управления
На нижней стороне аппарата размещена наклейка с реквизитами производителя и серийным номером аппарата. Один крепежный винт закрыт гарантийной пломбой.
На торцевых сторонах прибора органов управления, сигнализации и надписей нет.
Прибор выполнен в пластмассовой коробке, которая состоит из двух частей, верхней и нижней. Части закреплены друг к другу посредством четырех винтов проходящих сквозь отверстия в плате прибора. Трекер может быть легко разобран в случае необходимости и собран, при этом риск сломать какие либо пластмассовые защелки отсутствует. Все просто и технологично.
3. Технические параметры.
- Напряжение питания: 8.5 – 31 VDC
- Максимальный ток потребления: 500 mA
- Количество входных линий для подключения датчиков: 5
- Отдельная входная линия статуса для снятия/постановки на охрану: есть
- Количество выходных линий для управления внешними устройствами: 2
- Количество подключаемых цифровых датчиков уровня топлива: 3
- Количество подключаемых цифровых датчиков температуры: 4
- Количество электронных ключей для идентификации: не более 16 шт.
- Возможность громкой связи с водителем: есть
- Используемая система определения координат: совмещенная, ГЛОНАСС/Gps
- Сеть передачи данных (протокол): GSM(GPRS)
- Частота GSM: 900/1800
- Размеры: 106х63,5х32 мм
- Максимальная перегрузка: 16 g
- Рабочая температура: от -30 до +50 градусов Цельсия
- Масса: 250 гамм
- Встроенный аккумулятор: нет
- Цифровой интерфейс RS-485: да
- Количество записей в энергонезависимую память: 61440
- Возможность смены кода микроконтроллера «по воздуху»: да
- Наличие CAN шины: нет
- Срок гарантийной эксплуатации: 1 год
- Назначенный срок службы изделия: 10 лет
Аппарат поддерживает работу с одной SIM картой. SIM карта устанавливается в аппарат без разборки, с внешней стороны. Трекер не имеет внутренней батареи. Однако в аппарате предусмотрена линия резервного питания, что позволяет подключить в качестве резервного источника питания гелиевый свинцовый аккумулятор большой емкости. Резервная линия питания имеет контроллер заряда резервного аккумулятора, что позволяет продлить срок его эксплуатации на продолжительный период. Подобное решение выглядит более разумным, чем установка внутри корпуса Li-ion батареи малой емкости, которая на практике не способна обеспечить работу аппарата. В качестве замечания, стоит отметить, что при отсутствии основного питания трекер должен был бы автоматически переходить в режим работы GPS – маячка (отправка пакета 2 - 3 раза в 24 часа), чего аппарат, к сожалению, не делает, чем снижает свои охранные функции.
Производитель трекера заявляет, что прибор соответствует, правда с оговорками, приказу МинТранса РФ №285. О чем свидетельствует информационное письмо производителя.
Мы же со своей стороны должны сказать, что полного соответствия указанному приказу МинТранса РФ № 285 не обнаружили. Строго говоря, прибор требованию этого приказа не удовлетворяет.
4. Заявленный функционал.
- Трекинг
- Подавление GPS – флуктуаций
- Режим прослушивание салона
- Отправка сообщения на указанный номер
- Сигналы тревоги и оповещения
- Оповещение о низком заряде аккумулятора
- Оповещение об отключение внешнего питания
- Сигнад SOS
- Оповещение о превышении скорости
- Оповещение об аварии
- Оповещение о включении зажигания
- Блокировка двигателя
- Постановка на охрану
- Снятие с охраны
- Сигналы тревоги в охранном режиме
- Открытие дверей
- Срабатывание датчика удара
- Включение зажигания
- Проверка состояния устройства
- Настройка часового пояса
- Переключение протоколов TCP/UDP
- Настройка GPRS
- Экономия GPRS – трафика
- Переключение режимов
- SMS и GPRS
- Оповещение о движении
Это далеко не полный список функций которые способен выполнять данный прибор. Прочитать подробно обо всех возможностях трекера лучше в инструкции по эксплуатации.
5. Элементная база.
Трекер устроен по классической схеме с центральным микроконтроллером из семейства ARM7 и собран на одной плате. Контроллер взаимодействует с внешними модулями GSM, GPS/Глонасс, трехосевым акселерометром и внешним чипом памяти на 64 Мбита. Цепи питания защищены мощными снабберными диодами на 28 V.
Верхняя сторона
Нижняя сторона
В качестве основных элементов схемы использованы следующие комплектующие:
- Микроконтроллер: ATMEL AT91SAM7S256AU
- GSM чип: SimCom SIM900R
- GPS/Глонасс чип: ML8088S
- Чип памяти: ATMEL AT45DB642D 64Megabit
- Трехосевой цифровой акселерометр: Analog Devices ADXL345B
- Драйвер питания: LM2596ADJ
Перечисленная элементная база соответствует заявленному функционалу аппарата. Отдельно хочется сказать, что в сетях GSM 850/1900 трекер работать не будет (точнее говоря, будет работать как «черный ящик»), так как в качестве GSM модуля применен чип SIM900R (с буквой «R»). Для конечного пользователя это значит, что находясь в зоне действия сотового оператора с частотами 850/1900, например, в Германии Ваш трекер будет собирать информацию о пройденном пути на встроенную память. И как только аппарат выйдет в зону действия сети GSM 900/1800 он вытолкнет накопленные данные на сервер Вашего оператора мониторинга транспорта. Плохо это или хорошо, решайте сами. Для того кто хочет видеть свое авто в on-line режиме где бы оно не находилось – наверно плохо. А тому, кто готов подождать до момента возвращения в зону действия своего оператора и не хочет платить за роуминг – наверно хорошо.
Принципиальной электрической схемы устройства у нас нет. Ниже привожу схему подключения внешних линий и цифровых интерфейсов.
Схема подключения основных линий управления
Схема цифровых интерфейсов
6. Управление и индикация.
Трекер выполнен в виде пластиковой черной коробочки, имеющей на лицевой стороне два светодиода, сигнализирующие о режиме работы «SYS» и соединение с сервером оператора «GSM». Подробно о состояниях этих светодиодов можно посмотреть в инструкции по эксплуатации пробора. Здесь же замечу, что в рабочем состоянии, когда прибор успешно установил соединение с одним из возможных серверов (всего их может быть три) светодиод «GSM» постоянно горит.
Аппарат имеет возможность смены настроек по каналу GPRS, но основным способом настройки аппарата нужно все же признать программный интерфейс под OS Windows, который предоставляет производитель. Возможность настраивать аппарат путем отправки на него SMS сообщений нет, и это скорее минус.
Остановимся поподробнее на двух первых способах настройки, которые нам предоставляет производитель:
Первый способ. Настройка посредством программного интерфейса, я бы этот способ назвал основным.
Аппарат подключатся к компьютеру посредством стандартного USB кабеля.
Начальный диалог предлагает пользователю выбрать способ настройки:
- Создание новой конфигурации
- Использование ранее сохраненной конфигурации
- Установка удаленного соединения
- Использование конфигурации сохраненной в подсоединенном аппарате
Любой из этих способов приводит нас к следующему интерфейсу:
Состоящему из 15 (!) закладок. Причем все эти закладки плотно наполнены. Для того что бы у читателя сложилось верное представление о возможностях настройки данного аппарата привожу некоторые из закладок.
Настройка линий внешних датчиков
Настройка датчиков встроенного акселерометра
Режимы работы устройств
Стандартные SMS
Сервис
Из приведенных выше картинок понятно, что производитель изрядно поработал над самим кодом контроллера и программным интерфейсом, для того что бы предоставить пользователю максимум возможности для настройки аппарата, казалось бы на все случаи жизни. Но как говорится без «но» не обошлось. Хоть и настроечных параметров огромное изобилие, код контроллера нельзя назвать идеальным. Большая часть настроек пользователю никогда не потребуется, и скорее всего, будет просто вводить его местами в заблуждение. Достаточно удобными оказались жизненно важные закладки №14 и №15.
Навигация
GPRS – Интернет
И хотя данные закладки выполнены в стиле избыточности настроечных параметров, большая часть которых пользователю только мешает спокойно жить, данные закладки полностью позволяют настроить аппарат в наиболее оптимальный режим работы. Что особенно понравилось, так это возможность настройки параметров аж трех различных серверов, на которые аппарат может передавать данные по GPRS. Причем здесь алгоритм работы аппарата безупречен. Три настроенных адреса не означает, что весь Ваш трафик задвоится или даже затроится в результате передачи данных на все сервера. Аппарат будет отправлять данные на первый основной сервер, в случае если первый сервер окажется недоступен, он переключится на второй, если же откажет и второй, аппарат переключится на третий. Подобный алгоритм представляется нам наиболее правильным.
В целом про программный интерфейс хочется сказать, что он выполняет свои функции, но производителю все же нужно больше подумать о конечном пользователе, а не об удобстве для своих инженеров, которые настраивают данные аппараты профессионально, используя очень тонкие настроечные параметры. Часто подобного рода параметры для конечного пользователя являются константами и могут быть жестко прошиты в код контроллера или вынесены, в какое либо подобие инженерного меню. Короче говоря, пользователь, покупая данный девайс, хочет получить прибор для решения конкретных утилитарных задач, а не ребус для тренировки мозгов на досуге :).
Второй способ. Настройка посредством удаленного GPRS соединения.
Способ настройки аппарата путем удаленного подключения преследовался производителем для того, что бы можно было управлять трекерами, которые уже установлены и находятся на значительном удалении от оператора или даже может быть и владельца. Поэтому положить аппарат на стол и подключиться к нему через последовательный порт не представляется возможным. Что бы установить удаленное соединение и был разработан данный интерфейс. Работает это все так:
- Пользователь выбирает тип соединения «удаленное подключение»
- Нажимает кнопку «соединить» и получает идентификатор сеанса связи у сервера производителя, например в нашем случае это 52844368
- Отправляет SMS с идентификатором сеанса на номер аппарата который будет подвергнут изменениям настроек
- Устанавливает соединение и выходит в известные нам уже интерфейс настойки аппарата
Хочется заметить, что подобная схема установки соединения не является идеальной. На практике установить соединение с удаленным аппаратом удается в 30% случаев. Остальное – это пустое ожидание соединения, которое завершается ничем, если не считать, что при этом баланс Вашего трекера легчает рублей на 200. Я бы всерьез не стал рассматривать данную возможность настройки как рабочий механизм управления аппаратами, скорее это рекламный пунктик производителя. А вот настройку основных параметров трекера по SMS производитель не предусмотрел, или может быть не стал реализовывать сознательно, а зря.
7. Протокол обмена данными.
Протокол обмена данными аппарата является открытым, и получить его описание можно у производителя ООО «Навтелеком». Конечный пользователь, установив данный аппарат, может быть уверен, что обслуживаться он сможет практически у любого оператора мониторинга транспорта. Эти аппараты так же поддерживаются сервисами от самого производителя и www.GpsRF.ru.
Протокол является чисто бинарным, и оптимизирован для минимизации трафика GPRS. Код контроллера написан так, что бы полностью исключить вероятность потери данных при обрыве связи с сотовым оператором.
8. Особенности монтажа.
При монтаже трекера Сигнал S-2117, следует обратить внимание на то, что бы плавкий предохранитель, стоящий в цепи внешнего питания, был легко доступен. Он устанавливается на красном проводе в 12-ти пиновом, основном пучке проводов. Антенна GPS не должна быть сверху заэкранирована металлическими поверхностями, загораживающими открытое небо, а антенна GSM должна быть приклеена на пластиковую (не металлическую поверхность). В остальном никаких нюансов в монтаже нет. Чаще всего трекер устанавливается на двусторонний скотч и фиксируется нейлоновыми хомутиками к подходящим элементам крепления в скрытых труднодоступных полостях автомобиля.
9. Работа в реальных условиях.
Аппарат тестировался на сервисе мониторинга транспорта ООО «АТПМ». Во время проводимого теста было замечено, что аппарат хорошо держит соединение с сервером, за один сеанс соединения аппарат успевает предать от 300 до 400 точек. Трек на карте от этого аппарата получается плавным, без острых углов и пропусков точек в местах отсутствия сигнала GSM. Это конечно сильно зависит от настроек трекера, но мы ориентировались на то что бы в месяц трафик не выходил за 30 - 50 рублей.
В целом в работе аппарат показал себя очень не плохо.
К положительным моментам стоит отнести то, что трекер практически не имеет флуктуаций в местах долгих стоянок. «Звездочка» как таковая отсутствует.
Так же к положительным чертам характера трекера «Сигнал S-2117» стоит отнести то, что аппарат не страдает проблемой случайных выбросов, т.е. нет точек, которые отмечены GPS чипом как достоверные, но выбиваются из реального трека на десятки, а иногда и на сотни километров.
CAN шины прибор не имеет, но зато у него есть цифровой интерфейс RS-485, по которому можно подключить контроллер CAN шины CANLog и цифровой датчик топлива. Также у прибора есть, выведенный наружу, 1-Wire интерфейс, по которому можно подключить до четырех цифровых датчиков температуры. А также есть два аналоговых входа и два выхода типа «открытый коллектор», плюс еще один логический вход открытых дверей. Все это делает прибор способным решать значительный набор задач. Начиная от охранных функций и до любой нестандартной автомобильной автоматики, как то блокировка двигателя или закрывание/открывание дверей. Было бы желание. Все входы и выходы отдельно настраиваются через программный Windows интерфейс.
Производитель так же позаботился и о мобильной версии приложения для прибора «Сигнал» S-2117. Скачать мобильное приложение «NTC Mobile» для своей платформы, а также прочитать более подробную информацию о нем Вы сможете на GooglePlay, AppStore или Windows Phone Store.
В качестве положительного момента также стоит отметить квалифицированную и оперативную работу службы технической поддержки компании ООО «Навтелеком». Все вопросы по настройке и установке аппарата были быстро и грамотно решены. Служба технической поддержки компании оказала все возможные консультации и помощь в написании парсера для работы с данными, присылаемыми аппаратами «Сигнал S-2117».
10. Выводы.
Таким образом, к достоинствам данного аппарата можно отнести:
- Достойное, качественное исполнение самого аппарата
- Наличие цифровых интерфейсов RS-485 и 1-Wire
- Открытый, бинарный протокол передачи данных
- Возможность подключения цифровых и аналоговых датчиков уровня топлива
- Хороший набор входных и выходных линий управления
- Программное обеспечение под Windows для настройки аппарата
- Широкий, даже слишком, набор настроечных параметров
- Возможность смены прошивки и настроек «по воздуху»
- Хорошо работающая служба технической поддержки
- Отсутствие сложностей в монтаже
К недостаткам данного аппарата стоит отнести:
- Отсутствие CAN шины
- Нет возможности настройки через SMS сообщения
- В стандартной комплектации не соответствует приказу МинТранса РФ №285
Вывод: при стоимости аппарата от 6000 до 8000 рублей прибор является реальным конкурентом другим аппаратам, производимым в России. Прибор зарекомендовал себя как надежное средство мониторинга транспорта, обеспечивающий широкий набор функций. Рекомендован для использования на всех типах транспорта, согласно требованиям приказа МинТранса РФ № 20 от 26.01.2012 г.