Обзор трекера «АТПМ-103»
Не является рекламным материалом.
Все выводы и оценки являются частным оценочным мнением автора обзора и не являются истиной в последней инстанции.
Оглавление.
- Упаковка и комплект поставки
- Дизайн и конструкция
- Технические параметры
- Заявленный функционал
- Элементная база
- Управление и индикация
- Протокол обмена данными
- Особенности монтажа
- Работа в реальных условиях
- Выводы
1. Упаковка и комплект поставки.
У нас в руках трекер от компании ООО «АТПМ». Аппарат продается без упаковки и в комплект поставки входит только сам аппарат и инструкция на русском языке.
2. Дизайн и конструкция.
В основе трекера «АТПМ-103» лежит всем хорошо известный трекер «TK-103B». Трекер «TK-103B» и GPS и GSM антенны помещены в коробку из АВС пластика фирмы GAINTA. На верхней лицевой панели коробки наклейка с реквизитами ООО «АТПМ», на одном из торцов размещен светодиод, показывающий наличие напряжения питания, на втором торце провод с вилкой в прикуриватель автомобиля.
3. Технические параметры.
Трекер предназначен для работы на арендованном или наемном автомобиле и служит для контроля не столько самого автомобиля, сколько перевозимого груза. Аппарат не требует установки, и может использоваться на любом типе техники, где есть стандартный разъем прикуривателя.
Основные технические параметры соответствуют трекеру «TK-103B». Изменились лишь:
Габариты и вес
Размер: 157мм х 77мм х 55мм
Вес: 430 грамм
И главное отличие от «TK-103B» – это код микроконтроллера. Трекер «АТПМ-103» работает под управлением альтернативного кода микроконтроллера созданного инженерами ООО «АТПМ».
Базовые технические параметры трекера полностью совпадают с аналогичными для трекера «TK-103B». Трекер так же поддерживает работу только с одной SIM-картой, внутри имеет встроенную Li-ion батарею 3.7 В 500 mAh. У аппарата отсутствуют входные аналоговые и цифровые порты входа/выхода. Нет цифровых интерфейсов RS 232/422/485 и шины CAN. Трекер не удовлетворяет требованиям приказа МинТранса РФ №285.
Однако вместе с новой прошивкой микроконтроллера трекер получил возможность обновления исполняемого кода микроконтроллера по GPRS каналу.
4. Заявленный функционал.
Альтернативная прошивка микроконтроллера обеспечивает только самый базовый функционал:
- Трекинг
- Оповещение о превышении скорости
- Контроль зажигания
- Экономия GPRS трафика
- Смена прошивки по GPRS каналу
5. Элементная база.
Вся схема устройства выполнена на двух печатных платах. Первая плата – это плата на которой запаяны контроллер, GSM модуль, GPS чип, вся необходимая обвязка и цепи питания. Вторая плата несет на себе микросхему дешифратора сигнала от пульта ДУ и радиоканал связи с пультом ДУ (в данной версии прошивки не используется). Выглядит все это вот так:
На фото видно, что плата дешифратора одной стороной запаяна на основную плату, а второй приклеена на двусторонний скотч вместе с внутренним аккумулятором.
Вторая сторона. Данный экземпляр трекера был выбран нами как отладочный и поэтому на нем можно видеть, припаянный для программирования контроллера и отладки кода внешний разъем JTAG.
Li-ion батарея 3.7 В емкостью 500 mAh
На фотографиях видно, что прибор устроен по классической для данных девайсов схеме. В центре схемы микроконтроллер, который работает с GSM и GPS чипами и имеет штатную, для данных чипов, объвязку. SIM карта устанавливается в слот и может быть изъята из прибора без разборки. В качестве основных функциональных модулей в трекере используются сдедующие комплектующие.
- Контроллер: STM32F101LQFP48
- GSM чип: Quectel M35
- GPS чип: NewStar NS-1315 GPS (китайский чип, поддерживает только GPS, без ГЛОНАССА)
- Дешифратор: SC2272M4 (в некоторых экземплярах «TK-103B» роль дешифратора выполняет сам процессор, на отдельной платке запаян только радио канал)
Для того что бы написать прошивку микроконтроллера была снята схема устройства и основные цепи питания.
Микроконтроллер.
GPS чип.
GSM чип.
Внешние цепи.
Цепи питания.
6. Управление и индикация.
На одной из торцевых сторон устройства установлен светодиод, сигнализирующий о наличии напряжения питания. Других индикаторов прибор не имеет.
Настраивается и управляется прибор только по GPRS каналу. Настройка реквизитов сети сотового оператора и параметров сервера жестко прошита в коде контроллера и может быть сменена только путем перепрошивки.
Программы под OS Windows для настройки аппарата пока не существует.
7. Протокол обмена данными.
Протокол обмена данными аппарата является открытым, и получить его описание можно просто оставив запрос по обратной связи. Тем не менее, конечному пользователю нужно понимать, что хоть протокол и не является секретом, реально на сегодняшний день его поддерживает только один сервис www.GpsRF.ru.
Протокол является чисто бинарным, и оптимизирован для минимизации трафика GPRS. Код контроллера написан так, что бы почти полностью исключить вероятность потери данных при обрыве связи с сотовым оператором. В момент обрыва связи аппарат сохраняет до 5000 точек на внутреннюю память контроллера (при этом устанавливать микро SD карту не нужно) и при восстановлении соединения точки автоматически передаются на телематический сервер. При ежедневных поездках в 20 – 60 километров, трекер за месяц обеспечит вам объем трафика в 10 – 30 Мбайт, стоимость трафика можно посчитать исходя из тарифов вашего сотового оператора.
8. Особенности монтажа.
Монтаж не требуется. Трекер устроен таким образом, что бы использовать его можно было без монтажа в автомобиле. Для работы аппарата достаточно просто подать на него питание 12-24 VDC через стандартную вилку для прикуривателя автомобиля.
9. Работа в реальных условиях.
Аппарат тестировался на сервисе мониторинга транспорта ООО «АТПМ». Во время эксплуатации было замечено, что аппарат ( а именно GSM чип, примененный в данном аппарате Quectel M35) хорошо держит соединение с сотовым оператором. За один сеанс связи трекер передает в среднем 1200 – 1500 точек, иногда этот показатель доходит до 2000. Затем происходит обрыв соединения и реконнект. В сравнений с другими аппаратами, можно сказать, что это очень не плохой показатель. Трек на карте аппарат оставляет подробный, повороты описываются плавно без углов.
Однако флуктуации в местах продолжительных стоянок этому трекеру так же присущи, как и «TK-103B».
Так же как и «TK-103B» аппарат «АТПМ-103» не страдает проблемой случайных выбросов, т.е. нет точек, которые отмечены GPS чипом как достоверные, но выбиваются из реального трека на десятки, а иногда и на сотни километров.
10. Выводы.
Таким образом, к достоинствам данного аппарата можно отнести:
- Достойное, качественное исполнение самого трекера
- Возможность использования без монтажа
- Открытый бинарный протокол передачи данных
- Малый объем GPRS трафика
- Сохранение данных в отсутствии сети GSM с последующей автоматической доставкой их на телематический сервер
- Возможность смены кода микроконтроллера по GPRS каналу
К недостаткам данного аппарата стоит отнести:
- При том, что протокол является открытым, поддерживает его только сервис www.GpsRF.ru
- Отсутствие программного обеспечения под Windows для настройки
- Отсутствие аналоговых и цифровых интерфейсов, невозможность подключения датчиков уровня топлива
- Невозможность смены настроек без помощи разработчика
- Не соответствие приказу МинТранса РФ №285
Вывод: при стоимости 8000 рублей, аппарат рекомендуется для использования на арендованном либо наемном транспорте, где в большей степени необходимо организовать контроль перемещения именно груза, а не самого автомобиля. Трекер может выдаваться экспедитору сопровождающему груз вместе с транспортными накладными. Не рекомендуется для установки на маршрутный транспорт, перевозящий пассажиров, автобусы и маршрутные такси, а также на транспорт, перевозящий опасные грузы.
Комментарии: