Обзор трекера «АТПМ-103»
Не является рекламным материалом.
Все выводы и оценки являются частным оценочным мнением автора обзора и не являются истиной в последней инстанции.
Оглавление.
- Упаковка и комплект поставки
- Дизайн и конструкция
- Технические параметры
- Заявленный функционал
- Элементная база
- Управление и индикация
- Протокол обмена данными
- Особенности монтажа
- Работа в реальных условиях
- Выводы
1. Упаковка и комплект поставки.
У нас в руках трекер от компании ООО «АТПМ». Аппарат продается без упаковки и в комплект поставки входит только сам аппарат и инструкция на русском языке.
2. Дизайн и конструкция.
В основе трекера «АТПМ-103» лежит всем хорошо известный трекер «TK-103B». Трекер «TK-103B» и GPS и GSM антенны помещены в коробку из АВС пластика фирмы GAINTA. На верхней лицевой панели коробки наклейка с реквизитами ООО «АТПМ», на одном из торцов размещен светодиод, показывающий наличие напряжения питания, на втором торце провод с вилкой в прикуриватель автомобиля.
3. Технические параметры.
Трекер предназначен для работы на арендованном или наемном автомобиле и служит для контроля не столько самого автомобиля, сколько перевозимого груза. Аппарат не требует установки, и может использоваться на любом типе техники, где есть стандартный разъем прикуривателя.
Основные технические параметры соответствуют трекеру «TK-103B». Изменились лишь:
Габариты и вес
Размер: 157мм х 77мм х 55мм
Вес: 430 грамм
И главное отличие от «TK-103B» – это код микроконтроллера. Трекер «АТПМ-103» работает под управлением альтернативного кода микроконтроллера созданного инженерами ООО «АТПМ».
Базовые технические параметры трекера полностью совпадают с аналогичными для трекера «TK-103B». Трекер так же поддерживает работу только с одной SIM-картой, внутри имеет встроенную Li-ion батарею 3.7 В 500 mAh. У аппарата отсутствуют входные аналоговые и цифровые порты входа/выхода. Нет цифровых интерфейсов RS 232/422/485 и шины CAN. Трекер не удовлетворяет требованиям приказа МинТранса РФ №285.
Однако вместе с новой прошивкой микроконтроллера трекер получил возможность обновления исполняемого кода микроконтроллера по GPRS каналу.
4. Заявленный функционал.
Альтернативная прошивка микроконтроллера обеспечивает только самый базовый функционал:
- Трекинг
- Оповещение о превышении скорости
- Контроль зажигания
- Экономия GPRS трафика
- Смена прошивки по GPRS каналу
5. Элементная база.
Вся схема устройства выполнена на двух печатных платах. Первая плата – это плата на которой запаяны контроллер, GSM модуль, GPS чип, вся необходимая обвязка и цепи питания. Вторая плата несет на себе микросхему дешифратора сигнала от пульта ДУ и радиоканал связи с пультом ДУ (в данной версии прошивки не используется). Выглядит все это вот так:
На фото видно, что плата дешифратора одной стороной запаяна на основную плату, а второй приклеена на двусторонний скотч вместе с внутренним аккумулятором.
Вторая сторона. Данный экземпляр трекера был выбран нами как отладочный и поэтому на нем можно видеть, припаянный для программирования контроллера и отладки кода внешний разъем JTAG.
Li-ion батарея 3.7 В емкостью 500 mAh
На фотографиях видно, что прибор устроен по классической для данных девайсов схеме. В центре схемы микроконтроллер, который работает с GSM и GPS чипами и имеет штатную, для данных чипов, объвязку. SIM карта устанавливается в слот и может быть изъята из прибора без разборки. В качестве основных функциональных модулей в трекере используются сдедующие комплектующие.
- Контроллер: STM32F101LQFP48
- GSM чип: Quectel M35
- GPS чип: NewStar NS-1315 GPS (китайский чип, поддерживает только GPS, без ГЛОНАССА)
- Дешифратор: SC2272M4 (в некоторых экземплярах «TK-103B» роль дешифратора выполняет сам процессор, на отдельной платке запаян только радио канал)
Для того что бы написать прошивку микроконтроллера была снята схема устройства и основные цепи питания.
Микроконтроллер.
GPS чип.
GSM чип.
Внешние цепи.
Цепи питания.
6. Управление и индикация.
На одной из торцевых сторон устройства установлен светодиод, сигнализирующий о наличии напряжения питания. Других индикаторов прибор не имеет.
Настраивается и управляется прибор только по GPRS каналу. Настройка реквизитов сети сотового оператора и параметров сервера жестко прошита в коде контроллера и может быть сменена только путем перепрошивки.
Программы под OS Windows для настройки аппарата пока не существует.
7. Протокол обмена данными.
Протокол обмена данными аппарата является открытым. Тем не менее, конечному пользователю нужно понимать, что хоть протокол и не является секретом, реально на сегодняшний день его поддерживает только один сервис www.GpsRF.ru.
Протокол является чисто бинарным, и оптимизирован для минимизации трафика GPRS. Код контроллера написан так, что бы почти полностью исключить вероятность потери данных при обрыве связи с сотовым оператором. В момент обрыва связи аппарат сохраняет до 5000 точек на внутреннюю память контроллера (при этом устанавливать микро SD карту не нужно) и при восстановлении соединения точки автоматически передаются на телематический сервер. При ежедневных поездках в 20 – 60 километров, трекер за месяц обеспечит вам объем трафика в 10 – 30 Мбайт, стоимость трафика можно посчитать исходя из тарифов вашего сотового оператора.
8. Особенности монтажа.
Монтаж не требуется. Трекер устроен таким образом, что бы использовать его можно было без монтажа в автомобиле. Для работы аппарата достаточно просто подать на него питание 12-24 VDC через стандартную вилку для прикуривателя автомобиля.
9. Работа в реальных условиях.
Аппарат тестировался на сервисе мониторинга транспорта ООО «АТПМ». Во время эксплуатации было замечено, что аппарат ( а именно GSM чип, примененный в данном аппарате Quectel M35) хорошо держит соединение с сотовым оператором. За один сеанс связи трекер передает в среднем 1200 – 1500 точек, иногда этот показатель доходит до 2000. Затем происходит обрыв соединения и реконнект. В сравнений с другими аппаратами, можно сказать, что это очень не плохой показатель. Трек на карте аппарат оставляет подробный, повороты описываются плавно без углов.
Однако флуктуации в местах продолжительных стоянок этому трекеру так же присущи, как и «TK-103B».
Так же как и «TK-103B» аппарат «АТПМ-103» не страдает проблемой случайных выбросов, т.е. нет точек, которые отмечены GPS чипом как достоверные, но выбиваются из реального трека на десятки, а иногда и на сотни километров.
10. Выводы.
Таким образом, к достоинствам данного аппарата можно отнести:
- Достойное, качественное исполнение самого трекера
- Возможность использования без монтажа
- Открытый бинарный протокол передачи данных
- Малый объем GPRS трафика
- Сохранение данных в отсутствии сети GSM с последующей автоматической доставкой их на телематический сервер
- Возможность смены кода микроконтроллера по GPRS каналу
К недостаткам данного аппарата стоит отнести:
- При том, что протокол является открытым, поддерживает его только сервис www.GpsRF.ru
- Отсутствие программного обеспечения под Windows для настройки
- Отсутствие аналоговых и цифровых интерфейсов, невозможность подключения датчиков уровня топлива
- Невозможность смены настроек без помощи разработчика
- Не соответствие приказу МинТранса РФ №285
Вывод: при стоимости 8000 рублей, аппарат рекомендуется для использования на арендованном либо наемном транспорте, где в большей степени необходимо организовать контроль перемещения именно груза, а не самого автомобиля. Трекер может выдаваться экспедитору сопровождающему груз вместе с транспортными накладными. Не рекомендуется для установки на маршрутный транспорт, перевозящий пассажиров, автобусы и маршрутные такси, а также на транспорт, перевозящий опасные грузы.